Этот раздел блогов начинаю с образчика совершенно безобразной рекламной
продукции, который давно хранится на моем компьютере как раз с целью
поделиться наболевшим — безграмотностью в рекламе и СМИ.
Ни в коем случае не претендую на свою абсолютную
грамотность, так как это далеко от истины, но сталкиваясь с подобным
небрежением, а чаще незнанием родного языка, негодую: "Как такое можно
было напечатать?!" или "Как такое можно было сказать?!"
Почему начал с этого примера? Уж больно "ярким" он
является! Кто о чем, а дизайнер о... Ну, вы в курсе... Другие примеры тоже
найдутся, к сожалению.
* * *
Однажды попался мне на
глаза рекламный буклет банка "РОССИЯ". Вот этот:
Выглядит симпатично, вот и
взял его посмотреть из профессионального интереса. Развернул, посмотрел,
как оформлен внутренний разворот...
Затем
решил почитать — ознакомиться с банковскими продуктами. И вот, что
вычитал (если текст плохо виден, можно открыть копию изображения в лучшем разрешении):
Далее следовало:
Затем:
И завершалось так:
После прочтения этих
текстов, конечно, появились те самые вопросы. Как такое можно было
напечатать? Как такие тексты можно было сверстать, не заметив простых
опечаток в наборе? Читал ли заказчик — рекламист банка "РОССИЯ" то, что
ему "сваяли"? Читал ли этот буклет кто-нибудь ответственный в банке за
рекламную продукцию, когда он был уже напечатан? Если да, почему он
попал в руки клиентов?.. Ответы напрашиваются сами собой, но возможны
варианты. В любом случае, такой безобразный буклет является плодом
коллективного пофигизма как работников банка, готовивших материалы, так
и сотрудников рекламного агентства, изготовивших оригинал-макет. А бумага всё стерпит...
Вот на другие вопросы ответить очень просто.
Зачем был сделан этот буклет? Вероятно он был задуман и сделан для того, чтобы создать у потенциальных клиентов хороший имидж банка и привлечь клиентов к его услугам.
Цель достигнута? Нет!!! Достигнут противоположный эффект! Лично я не буду интересоваться услугами, о которых мне рассказывают в таком буклете. И у меня складываются очень негативные представления о деловых качествах людей, которые работают в этой финансово-кредитной организации. Можно только догадываться, какие договоры они составляют... Такой вот имидж, такая вот отталкивающая реклама!
И поэтому в заключение поставлю оценку этому "шедевру рекламного искусства", а вернее — его авторам и творцам:
Читал где-то историю на тему: Полагаясь на Мастера, заказчик был разочарован после нескольких адресованных ему банальных фраз. - Я пришел сюда к Мастеру, - сказал он ученику. - А нашел обычного человека. Ученик ответил: - Мастер - это сапожник, у которого неиссякаемый запас кожи. Но кроит и шьет он по размеру твоей ноги.
Очень часто многие проверяют правописание с помощью WORDа, а WORD - не ловит, например, такие моменты, как "ться-тся" (Сосредоточит?ся на чем-нибудь мыслью.) В наш век компьютеризации многие не задумываясь доверяют машине... (Часто вместо "код" пишут "кот". Такие вещи автопроверка не подчёркивает красным, и автор даже не замечает своей ошибки.) А ведь еще бывают ленивые рекламисты, не вникающие в суть продукта; смотришь рекламу о супер масле для автомобиля, а приглядевшись- масло пытаются залить в бачок омывателя. Например, в рекламе для газеты обозначили "бесплатную доставку" как "бесплатную достАваку", ляп с юмором, можно предположить возросший интерес и отдачу от рекламы. Всё же приличной рекламы с каждым днем больше.
Согласен, но человек не машина, бывает запрашиваешь услугу и не можешь даже предположить, что рекламист будет автором ляпов. Бывают ошибки "лTгкие", те, которые считываются не сразу и, соответственно, не являющиеся критичными, но, в данном случае, можно с Вами согласиться - доверие банк потерял. Во вторых, всегда нужно задавать вопрос - сколько раз ты успел допустить ошибку, прежде чем её заметили, этот фактор говорит об эффективности компании. Ещё стоит помнить о нереальных сроках выполнения задачи - это основная причина всяких казусов. А вот трансформировать "ляп" в позитив - это уже искусство, согласитесь?! Считаю, что делать ошибки в рекламных обращениях нельзя. Компанию можно считать успешной, только если переданное сообщение адекватно принято.
С чем-то можно согласиться, с другим — ни в коем случае. Ну-с, начну по порядку. Конечно, рекламист или просто дизайнер рекламного агентства может стать причиной появления новых ляпов в исходном материале, особенно, если требуется ручной ввод информации или использование им систем распознавания текста. При быстром наборе возможны стандартные опечатки с прилипанием предлогов, перестановкой или пропуском букв, одновременным нажатием пары клавиш или заменой на близкий символ на клавиатуре: "стагция" вместо "станция" и т.п. Однако исходные рекламные материалы всегда готовит рекламист заказчика. Основная доля ошибок — его вина. А выводить в качестве основной причины столь безграмотно сделанного буклета цейтнот в рекламном деле довольно странно. Много ли нужно затратить времени, чтобы прочитать подобную публикацию? Ответ отрицательный! Можно не заметить пару-тройку ошибок, но столько! Дважды "зарубежом", "Спомощью", "в независимости от", "универсальная карты", "обоих платежных систем", "Золотые карты..., предоставляет Вам" не заметить просто невозможно! А еще есть и немало пунктуационных и стилистических ошибок. "Нереальные сроки", спешка в выполнении конкретной работы — вполне понятная ситуация. Но обычная практика взаимоотношений рекламодателя и изготовителя рекламы представляет из себя цепочку: материалы заказчика — проект — внесение изменений — согласование — изготовление рекламного продукта. Я выделил согласование, так как с его помощью изготовитель рекламы снимает с себя ответственность за ошибки не только грамматические, но и фактические. Возможно, здесь все тоже было выстроено по приведенной выше схеме с одним большим "НО"... Всем занятым в этой цепочке был безразличен результат! Все было примерно так: банк отдал в рекламное агентство безграмотный текст; там его "оформили", добавив свои ляпы, и отправили на согласование в банк, сотрудники которого согласовали его, не глядя; типография напечатала (ей все равно, что печатать); банк получил готовый рекламный продукт. Но основной-то казус заключается в том, что этот буклет стал распространятся среди клиентов! Либо сотрудники банка не удосужились ознакомиться с результатом своей рекламной компании, либо увидели и даже ужаснулись, но... решили: "Не пропадать же потраченным деньгам! Пусть они хоть как-нибудь поработают." И это — явное неуважение к тем, кто смог-таки заметить ошибки. Интересно найти примеры трансформации ляпов в нечто позитивное, в этакие интересные рекламные "фишки". Попробую поискать. Буду признателен, если приведете свои!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]