Невротики,
потерянные дети, представители последнего поколения перед Крахом — я жонглирую
понятиями в надежде определить суть транслируемого немецкими экспрессионистами
сообщения в мир. В ГМИИ им. Пушкина сейчас проходит выставка их работ,
собранная из произведений берлинского музея «Брюкке».
Катаклизмы
начала прошлого века, войны и революции поставили в тупик и простых обывателей,
и людей искусства. И если первые ограничивались анисовыми каплями на ночь, то
вторые ваяли свое разочарование, неуверенность в завтрашнем дне в
художественных мастерских. Немецкие экспрессионисты (группа сформировалась в
1905 году) красили свой протест против отчаянья и страха яркими цветами и
крупными мазками. Они отбросили академические каноны живописи, как мешающие свободе
творческого высказывания. Импульс, яркое индивидуальное переживание реальности,
состояние транса были альфой и омегой поисков немецких экспрессионистов. Они
размышляли о красоте и уродстве, хрупкости мира человека и двойственности его природы.
С точки зрения живописных приемов в ход пошли отсутствие линейной перспективы,
жесткое, геометричное письмо, деформация форм человеческого тела, самоценная
энергетика цвета.
Итак, симпатичные
пейзажи, хорошенькие головки натурщиц, сценки на городских улицах нарисованы
ярко и живо, но над всем этим — над красивым озерцом, уходящей в даль
деревенской улочкой, над портретом читающей девушки — тревога и отчужденность.
И вот
экспозиция осмотрена. Я бреду по прилегающей к музею самой маленькой улочке
Москвы Ленивке, и вспоминаю, какая из картин сильнее других врезалась в память.
Больше остальных мне запомнилась картина Эриха Хеккеля «Сидящий ребенок», (1906).
Платьице и башмачки малыша окрашены в синий цвет, редкие всполохи желтого
разгоняют темноту. Ребенок беспомощен и трогателен, и вместе с тем неприятен. На
его лице застыл страх будущего и детская безмятежность. Он боится и жизни, и боится
смерти, возможно просто не знает еще о ней. Малыш находится по ту сторону
страха. Жизнь по ту сторону страха составляет главное впечатление от выставки.